четверг, 14 июля 2011 г.

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать."

Для тех, кто работает с молодежью, очень важно иметь представление о том, какими сегодня являются ее приоритеты, ценности, ориентиры, интересы.
 Как известно, любое общество живет своими ценностями.
 В философском смысле понятие « ценность» означает высокую социокультурную значимость того или иного общественного предмета, явления или символа (здоровье, семья, достаток, образование — это все социальные ценности).


«Глобальная» проблема современной молодежи — это недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. По данным НИЦ Института молодежи РФ, практически половина (46%) молодых людей не уверены в завтрашнем дне.

Опросы выявляют следующую картину проблем современной молодежи. На вопрос «Какие из проблем личного характера доставляют Вам наибольшее беспокойство?» были получены ответы:
• деньги;
• здоровье;
• жилищная проблема;
• возможность получения образования;
• карьера;
• возможность проведения досуга;
• материальная зависимость от родителей;
• любовь;
и т. д.

Вот те качества, которыми, по результатам опроса должен обладать молодой человек, чтобы быть успешным:
• социальная активность;
• готовность к переменам в жизни;
• терпимость к превратностям жизни и мнению других людей;
• определенная степень индивидуализма и агрессивности;
• оптимизм;
• гуманность;
• прагматизм;
• деловая хватка.

По данным исследований, молодежь сегодня считает образование одним из самых важных факторов в достижении целей жизни, и это вселяет в нас оптимизм.
К сожалению, начало третьего тысячелетия отмечено серьезными негативными явлениями в культуре, среди которых — «глобальное» падение интереса к чтению, особенно в молодежной среде.

Кризис чтения связан с бурным развитием компьютерных технологий, растущим влиянием Интернет-культуры. Сильный и агрессивный конкурент книги — телевизионный экран. Такая ситуация характерна и для развитых стран. Так, по данным немецкого «Общества чтения», моло-дежь в Германии проводит за книгой только 9 минут в день, притом, что телевизор смотрят около 135 минут.

Читает молодежь мало и редко, предпочитая развлекаться в виртуальных пространствах.
А ведь давно известна истина: от того, что и как читает молодежь, зависит будущий интеллек-туальный и экономический потенциал общества. Ибо, как сказал Д. Дидро, люди перестают мыс-лить, когда перестают читать.
Что читает — и читает ли — Россия молодая?

Молодежь России читает все меньше, а качество прочитанного оставляет желать лучшего.

По усредненным данным, выведенным на основе ряда социологических исследований, проведенных в Москве и ряде регионов в 1989-1990 гг., 72,2% российских юношей и девушек в возрасте 14-18 лет читали литературу за пределами учебных программ. При этом круг их чтения выглядел так: 82% — научная фантастика; 47,5% — сказочная фантастика (фэнтези); 42% — современная художественная зарубежная литература и, далее по убывающей, идут детективы, приключения, современная отечественная литература, историческая проза, зарубежная и отечественная классика и т. д.

В 1999-2000 гг. вновь были проведены аналогичные исследования. Оказалось, что только 22,2% юношей и девушек читали литературу за пределами учебных программ. И их интересы и предпочтения выглядели совсем по-другому: 91% читал фэнтези, 40% — дамские романы, 31% — литературу ужаса; 23,5% научную фантастику; 20,3% — литературу мистического, оккультного характера и далее — детективы, триллеры, историческую прозу, религиозную литературу, совре-менную зарубежную литературу.
Еще более отчетливо выражена динамика в области периодики — 88,6% молодежи читали пе-риодику в конце 80-х, и лишь 12,5% молодых людей читали газеты и журналы в конце 90-х годов.

В России, где статус чтения всегда был традиционно высок, такое положение вызывает особую тревогу культурной общественности и опасения за сохранение интеллектуального потенциала нации.

Приходится с грустью констатировать, что молодежь перестает читать художественную литературу. В то же время, научные данные свидетельствуют — именно чтение художественной литературы развивает логическое мышление, эмоциональную сферу, речевую грамотность. Мы теряем читательскую культуру, в связи с чем возникает проблема сохранения языка — ведь не читающий человек не может хорошо и правильно говорить. Важно отметить такой факт — отсутствие эмоционального чтения ведет к затруднениям в восприятии и деловой информации.

Сотрудники отдела чтения РГЮБ побывали в С. — Петербурге на конференции «Читающий мир и мир чтения», где отмечалась катастрофическая ситуация в чтении студентов-гуманитариев. Профессор Университета культуры С. — Петербурга А. В. Соколов привел данные, полученные на примере 5 гуманитарных вузов:

Студенты читают:
• периодические толстые журналы — 3%;
• рекомендуемую преподавателем литературу — 25%;
• не читают современной отечественной литературы — 60%;
• вообще не читают на досуге — 16%;
• не читают ни газет, ни журналов — 15%.
На просьбу назвать имена русских писателей и поэтов, были названы от 5 до 10 имен: Пелевин, Солженицын, Маринина и т. д.
Более популярна зарубежная литература, названы Мураками, Коэльо.

По мнению вузовских преподавателей, студенты-гуманитарии не отвечают своим литературным развитием требованиям современного общества.
Библиотеки, работающие с молодежью, традиционно уделяют большое внимание вопросам ра-боты с книгой и проблемам чтения, его сохранения и качественного развития.

Это и понятно, ведь книга — это основной рабочий инструмент библиотекаря, а деятельность библиотеки направлена на обеспечение качества чтения, что особенно важно для молодых читате-лей.

На сегодняшний день библиотеки, пожалуй, остались единственным институтом, реально осу-ществляющим работу с книгой, часто выполняя функции семьи и школы в этой сфере.

Однако проблемы финансирования, недооценка некоторыми руководителями важности и необходимости поддержки чтения, повышения его престижа в обществе, не позволяют библиотекам достаточно эффективно решать столь сложные задачи.
сам:
• права;
• экономики;
• философии;
• истории;
• экологии;
• литературоведению;
• краеведению;
• социологии.

В то же время спрос на техническую литературу упал в 10 раз.
Продолжает сокращаться доля досугового чтения. Чтение становится прагматичным. При этом снижается качество чтения, уровень восприятия текстов, их отбора.
Библиотекари не могут просто констатировать сложившееся положение, как профессионалы они обязаны влиять на содержание и организацию чтения подрастающего поколения, в интересах личностного развития каждого индивида.




Комментариев нет:

Отправить комментарий